Многие родители стараются отложить серьезный разговор с маленьким ребенком о безопасности в быту на школьный возраст. Это ошибочное мнение. Именно в 2-3 года малыш начинает исследовать окружающий мир. Ему все интересно, все нужно потрогать и проверить на себе. Дома в зону активного исследования попадают все яркие или издаваемые какой-то звук предметы. В их числе различные бытовые электроприборы, розетки и выключатели, зажигалки и спички.
Запреты в этом возрасте не эффективны. Они вызывают у ребенка еще большее желание заполучить «запретный плод» или совершить то, что делать нельзя.
Как же родителям обезопасить маленького исследователя?
Начинать обучение, как только ребенок стал активно ходить и познавать мир бытовых предметов. Подробно рассказывайте обо всем, что есть в квартире. Детям следует усвоить, что дома есть вещи, которыми может пользоваться только взрослый, потому что они опасны.
Когда дети отправляются в детский сад, профилактическую работу с ними продолжают воспитатели. В детских дошкольных образовательных учреждениях проводятся различные тематические мероприятия - конкурсы и викторины с активным участием детей, театрализованные постановки с использованием любимых сказочных героев, просмотры тематических мультфильмов с последующим обсуждением.
Воспитанники средней и старшей группы детского сада должны знать, из-за чего может возникнуть пожар, что спичками и зажигалками могут пользоваться только взрослые, что в любой опасной ситуации необходимо звать взрослых.
Дети 6-7 лет уже могут активно пользоваться бытовыми электроприборами. Здесь главная задача родителей научить их делать это безопасно. Обязательно пресекайте все игры и эксперименты. Если у ребенка возникли вопросы, то уделите время и дайте подробный, исчерпывающий ответ.
При совместных походах в лес, расскажите ребенку, к чему приводит брошенная сигарета или спичка; как правильно разводить и тушить костры; что делать, если в лесу возник пожар.
Вовлекайте ребенка в активный, живой диалог. Мотивируйте его на то, чтобы он делился этой информацией с друзьями.
Запомнить основы действий при пожаре поможет составление памятки. Она должна содержать четкие, простые правила:
При пожаре не прячься!
Зови на помощь взрослых. Если дома никого нет, стучи к соседям.
Вызови пожарных. Телефон «101» или «112»!
Выбирайся из квартиры как можно быстрее.
Спускайся только по лестнице. Лифт опасен! Если в подъезде везде дым, то оставайся дома, выйди на балкон и зови на помощь.
Дым опаснее огня. Дыши через носовой платок или любую ткань, желательно мокрую.
Если дым в подъезде, намочи тряпку и положи ее внизу входной двери.
Жди пожарных. Когда они приедут, слушайся их.
Занесите номера экстренных служб в телефон ребенка, но объясните, какие последствия возникнут, если позвонить просто так.
В 7-10 лет ребенок должен уметь набрать телефон пожарной службы и сказать четко фамилию, имя и адрес, а также коротко описать ситуацию.
Дети должны осознавать, что от шалости с огнем может случиться беда, и пострадают люди.
Помните: родители являются для своих детей помощниками и проводниками в сфере пожарной безопасности.
Источник: Пресс-служба Юргинского пожарно-спасательного гарнизона
Поделиться