Новости Объявления Недвижимость Работа Расписание Банки Пресса Юрги

18 мая — международный день музеев

21.05.2012 12:45 Культура

Юрга, ЮГС: 18 мая — международный день музеевВ наши дни некоторые солидные, авторитетные люди всерьез обсуждают провокационный вопрос: музей — это кладбище культуры? Еще лет 15 назад такое отождествление никому бы в голову не пришло. Что случилось?

Время перемен, мощным вихрем ворвавшееся на Землю в преддверии нового тысячелетия, захватило в круговорот эволюционного движения не только вещественный мир, но главное — сознание людей. Перемены в человеческом сознание напрямую связаны с изменением физических параметров времени: оно словно спрессовано и летит с поражающей нас скоростью. Сознание человека синхронизируясь с бегом времени, требует быстрой смены впечатлений, информации, движения. Музей, как особый социальный институт, сориентированный на хранение традиции, не всегда успевает за этим ускорением. Время требует от музея нового действия. Но не забудем мудрость: «Торопись медленно». Она означает поспешание без забвения конечной цели. Музей, фиксирующий характеристики времен и историко-культурный опыт, принимая решение, должен осмотреться в пространстве-времени своего действия: обернуться в свое прошлое, взглянуть в свое будущее.

Вспомним: музеи возникали и развивались в эпоху иного сознания человека, отличавшегося более или менее целостным мировосприятием и особым интересом к предметному миру. Человека традиционной культуры характеризовало глубокое внимание к предметам и явлениям природы, вплоть до их одушевления. Именно этот интерес был важным фактором развития духовной составляющей сознания наших предков.

Индустриальная и постиндустриальная культуры с соответствующим им рациональным сознанием формируют у человека отношение к предмету как к утилитарной вещи. Теряя практическую ценность, предмет уходит из поля человеческого внимания. Даже, попадая в музей, он может не выполнять роль источника знаний. Почему? Потому что нынешнее время быстро меняет все, в том числе и способы получения информации человеком. Создается ситуация, когда традиционный музей, как социально-культурный институт, не соответствует быстро меняющимся социально-культурным условиям и не всегда органично вписывается в современную социально-культурную среду. Видимо, это и дало повод для сравнения его с кладбищем культуры.

Но здесь возникает вопрос не просто о корректности формулировки, но о принципиальной необоснованности определения «кладбище культуры». На кладбище попадает исключительно тленное, материальное. Культура же есть особый сплав материи и духа, где дух - бесплотный и бессмертный - является ведущим формообразующим и смысловым элементом. Культура, как явление духовное, по определению не имеет отношения к кладбищу. В данном случае более уместно говорить не о культуре, а о цивилизации, что далеко не одно и то же.

Сравнение музея с кладбищем не может стать прецедентом. Вместе с тем оно указывает нам на суть возникшей проблемы: на обозначившуюся в музее скудность живого одухотворенного начала, способного увлечь человека, затронув струны его души. Музей «грешит» недостаточностью не столько познавательного, сколько духовного влияния на потребителя его услуг. А это проблема не музейного предмета как такового, но интерпретации его в музейной среде. Задача достижения музеем успеха у посетителей требует сбалансированного отношения к разным направлениям его деятельности. Не снижая внимания к вопросам обеспечения учета и хранения коллекций, необходимо акцентирование усилий на совершенствовании системы музейной коммуникации, обеспечиваемой через экспозиционно-выставочную и культурно-просветительную работу.

Музейный экспонат — источник знаний, эмоций и ценностных ориентиров. Выявить эту синтезированную сущность предмета - важная задача, стоящая перед экспозиционным дизайном и музейной педагогикой. Она требует особого творческого напряжения и инновации на этих «передовых» музейной работы. Инноваций не только формальных, но прежде всего смысловых, адекватных эволюционной необходимости формирования нового сознания человека с чертами целостности, креативности, нравственной ответственности.

Если исходить из того, что суть деятельности музея — в установлении связи времен, то для решения этой задачи музей должен найти нетривиальной живой способ соединить прошлое с настоящим и устремить эту связь в будущее. Образно говоря, - построить виртуальный мост вечности. Элемент связи прошлого и настоящего имеет значение несущей конструкции, обеспечивающей надежность всего сооружения. Но от чего зависит прочность обозначенной базовой связи? Ее определяет наше нравственное, творчески преломленное отношение к памяти о прошлом. Это отношение — своего рода «философский камень» связи времен. В поисках «философского камня» музей превращается в творческую лабораторию специфических изысканий, направленных на усиление конструкции связи «прошлое-настоящее».

Поле деятельности музейной лаборатории нравственных исследований практически безгранично. У каждого учреждения будет своя уникальная программа изысканий в этом направлении. Можно, например, начать с анализа событий истории, отраженной в коллекциях данного музея, в двух важных аспектах:
  1. осознанного выявления во взаимодействии прошлого и настоящего причинно-следственных связей, отражающих действие нравственного закона жизни;
  2. выявления соотношения стихийных и управляемых процессов с целью установления созидательной роли человека в историко-культурном процессе.

Интересным в связи с этим анализом может быть моделирование возможных ситуаций и проектирование различных следствий. И хоть история не знает сослагательного наклонения, это творческое занятие весьма полезно как упражнение в ответственном нравственном выборе, касающемся не личного, но коллективного. Вместе с тем, идея вариативности прошлого виртуально раздвигает его границы, задействуя нереализованный жизнью потенциал. Так творческое нравственное отношение к прошлому и к его связи с настоящим формирует ценностные ориентиры, созидающее начало и одновременно созидательную силу личности, устремленной в будущее.

Музеи могут и должны стать живым историко-культурным субстратом современности, пройдя неизбежный путь преображения. Преображение это связанно не только с внешними формальными изменениями - современным дизайном и техническим оснащением, но и с глубоким внутренним осознанием каждым музеем его миссии, целей и задач, с изучением потребностей зрителей, с совершенствованием принципов, форм и методов музейной коммуникации. Музей ХХI века — не кладбище отживших свой век предметов, а Храм, где под покровительством Муз создается фантастическая творческая лаборатория. Входя в нее, человек попадает в поток времени и, почувствовав себя Демиургом, усовершенствует существующую реальность, творит Новый мир.

Рисунок:  Кривоносова Евгения,12 лет,Творцы истории, г.Омск, ДХШ № 3

Источник: Н. И. Дондерфер Директор «Юргинского музея детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока»
Система Orphus
Поделиться